Аналитика и рекламный анализ в маркетинге — база, на которую необходимо ориентироваться при создании рекламной кампании и стратегии и контента для соцсетей. Она поможет собрать целевую аудиторию и не потратить бюджет впустую. Именно ее изучают маркетинговые аналитики. Кто это, чем занимается, какие инструменты использует, где работает и сколько зарабатывает и как им стать — обзор профессии в статье.
Помогаем освоить востребованную профессию с нуля
Принять участиеМаркетинговый аналитик — это специалист, который анализирует конкурентов, потребителях и продукте/услуге компании.
Он использует различные методы, тот или иной инструмент маркетинга. Проводит анализ аналитики, статистики и веб-аналитики, использует Python и SQL, дашборды, чтобы отслеживать показатели. Специалист должен уметь автоматизировать при помощи различных сервисов и отслеживать эффективность воронки продаж. Маркетологу-аналитику важно, чтобы была выполнена задача: анализ выявление трендов, понимание предпочтений и поведения потребителей, оценка эффективности маркетинговых кампаний, а также предложения стратегии и тактики для увеличения продаж и улучшения позиционирования продукта на рынке.
Маркетинговый аналитик работает с большими объемами данных и использует различные инструменты, например, Excel, сервис Google Analytics, Matomo, Owox, Power BI, CRM-системы, Python, чтобы провести их рекламный анализ.
Маркетинговый аналитик и маркетолог аналитик — это два термина, которые описывают одну и ту же специализацию, но могут использоваться в разных контекстах и организациях. Разберем чем отличается профессия маркетолога-аналитика отличается от маркетингового аналитика.
Маркетинговый аналитик — узкоспециализированный специалист, который фокусируется на анализе данных и разработке стратегий, основанных на этих данных. Он исследует рынок, может анализировать конкурентов, изучает поведение потребителей и оценивает результаты маркетинговых кампаний. Эта задача нужна, чтобы провести анализ и оценить, правильно ли выбрали целевую аудиторию, понравилась ли им подача контента и сработала ли реклама — пришли ли потенциальные клиенты, совершили ли они покупку. Аналитик также работает с программами и инструментами для сбора, обработки и анализа данных.
Например, бренд одежды через свою группу ВКонтакте запустил таргетированную рекламу новой коллекции одежды и анонсировал скидку 30% на первый заказ от 3500 рублей. Маркетинговый аналитик провел кампанию и анализ ее результатов через статистику ВКонтакте и рекламный кабинет Яндекс.Метрики: сколько человек перешли по ссылке, сколько обратились к менеджеру и собрали корзину, кто оформил и оплатил заказы.
Обзор профессии маркетолога-аналитика. Маркетолог аналитик разрабатывает стратегии продвижения, создает контент для соцсетей. Аналитику маркетолог использует для создания нужного и привлекательного для конкретной аудитории контента и мониторинга эффективности рекламных кампаний. Например, специалист прописывает контент-план, пишет посты, разрабатывает рекламные интеграции, продумывает видео-контент и подкасты, ведет странички бренда, например, на Яндекс Дзене или в Телеграме.
Если объяснять на пальцах, различие аналитика от маркетолога-аналитика в следующем: маркетинговый аналитик разработал стратегию, а маркетолог аналитик ее провел. Задача может выполняться одним человеком человек, если компания или стартап небольшой. Если же компания средняя или крупная и может позволить себе много сотрудников, то могут нанять двух специалистов.
Маркетинговый аналитик применяет различные методы и инструменты для работы, сбора, обработки данных, чтобы провести анализ и выявить важные тренды, предпочтения и поведение потребителей. Разберем основные из них.
— Анализ рынка. Задача важна, чтобы определить его потенциал, объем, сегментацию и маркетинговые возможности. Это можно сделать в кабинете Яндекс, или выбрать другой сервис — Google Analytics. Это практический навык, который важен почти в любой профессии и пригодится разным специалистам.
Например, салон красоты, который предоставляет услуги массажа и релакса, вводит новую услугу — тайский массаж с аромамаслами прямиком из Тайланда. Задача — показать конкурентное преимущество. Для этого аналитик изучает предложения на рынке и у конкурентов, а также смотрит на отзывы и отклик клиентов салонов красоты. На основе полученных данных специалист видит, что при продвижении услуги нужно ориентироваться на целевую аудиторию женщины 25+, которые увлекаются экзотическим массажем и уже покупали в салоне аромамасла.
— Анализ конкурентов. Маркетинговый аналитик изучает конкурентов и их маркетинговые стратегии и выявляет практики и идеи, которые можно применить для улучшения бизнеса заказчика. Например, специалист понял, что один из конкурентов успешно использует социальные медиа для привлечения клиентов и предлагает использовать похожую стратегию. Он адаптирует эту идею под салон заказчика — добавляет больше азиатских мотивов, делает акцент на массажах и расслабляющих процедурах.
— Анализ поведения потребителей — аналитик узнает, как ведет себя каждый пользователь. Маркетинговый аналитик проводит анализ данных поведения потребителей, чтобы понять их предпочтения, потребности и мотивацию. Например, можно исследовать данные Google Analytics о посещениях сайта, время нахождения на странице, взаимодействие с контентом и совершение покупок, чтобы определить наиболее эффективные маркетинговые каналы и триггеры для привлечения и удержания клиентов.
Например, специалист проводит анализ данных, как пользователь ведет себя на сайте компании и обнаруживает, что страница с массажем ступней имеет высокий процент отказов. Он рекомендует оптимизировать содержимое и расположение этой страницы для увеличения вовлеченности и уменьшения отказов.
А у другой страницы с процедурой обертывания наоборот много посещений, есть активный запрос к менеджерам и записей на услугу. Эту страницу можно пока не оптимизировать и следить за активностью пользователей дальше.
— Оценка и анализ, эффективно ли сработала маркетинговая кампания. Аналитик изучает данные о кампаниях, чтобы оценить их эффективность и выяснить, достигнуты ли поставленные цели. Сюда входит анализ показателей CTR (Click-Through Rate), CR (Conversion Rate), ROI (Return on Investment) и взаимодействие с социальными медиа, чтобы определить, какие кампании являются наиболее успешными и какие нуждаются в оптимизации.
CTR — определяет трафик — сколько человек из просмотревших кликнуло на ссылку в объявлении.
CR — определяет, сколько посетителей сайт совершили целевое действие: нажали кнопку «заказать», прошли опрос, записались на бесплатную консультацию.
ROI — иллюстрирует уровень доходности или убыточности бизнеса, с учетом всех вложений.
Например, маркетинговый аналитик проводит рекламный анализ, оценивает, как сработала кампания. И он обнаруживает, что CTR и CR ниже, чем ожидалось. Он рекомендует провести A/B-тестирование заголовков рекламных объявлений и изменить таргетинговые параметры, чтобы повысить эффективность кампании.
— Прогноз и моделирование. Специалист использует данные и статистические модели, чтобы сделать базовый, сквозной прогноз будущих тенденций и отражения возможных сценариев. Например, они могут разрабатывать модели прогнозирования спроса на продукцию, оценивать влияние изменения цен на продажи или предсказывать потенциальные риски и возможности для бизнеса.
Например, аналитик использует статистическую модель для прогнозирования спроса на новый продукт на основе трендов рынка. Они предсказывают, что спрос будет расти в следующих месяцах, поэтому стоит увеличить производство и запустить маркетинговую кампанию для удовлетворения этого спроса.
Что должен уметь специалист по аналитике
Специалист по базовой и сквозной аналитике должен обладать рядом важных навыков и знаний, чтобы успешно выполнять свои обязанности.
Аналитический склад ума
Основная задача — анализ данных, стратегия и ее разработка. Специалист должен улавливать важные тренды, изучать канал продвижения и сделать выводы на основе этих данных. Придется быть внимательным к деталям и видеть картину целиком.
Анализ статистики
Статистика и стратегия — действенный инструмент маркетинга. Нужно работать с числовыми данными и понимать основы статистики. А также вы будете выполнять необходимые расчеты и использовать статистические методы, чтобы получить достоверные и наиболее точные результатов. Настройка рекламного кабинета в разных сервисах поможет вам в этом.
Технические навыки
Маркетинговый и продуктовый аналитик работает с различными инструментами и программами для сбора, анализа данных. Также важна их визуализация и сбор в понятном виде. Важно знать программирование, уметь работать с базами данных. Например, предстоит работать с Excel или другими таблицами данных, языком запросов SQL, языком программирования Python, а также с программами аналитики, такими как Google Analytics или Tableau.
Коммуникация
Задача аналитика помимо прочих — уметь эффективно коммуницировать, грамотно преподносить свои идеи и результаты анализа. Вам предстоит объяснять сложные концепции простым языком, объяснять, как работает тот или иной инструмент маркетинга, и подготавливать понятные отчеты и презентации для коллег и руководства. Также пригодится знания, как работать в сервисах командной коммуникации, например, Notion или Trello.
Знание маркетинга и целей бизнеса, на который вы работаете
Чтобы работать с компаниями и бизнесом, нужно понимать основные принципы и концепции маркетинга и бизнеса, уметь выбрать базовый и смежный канал продвижения, знать, как аналитика помогает принять стратегические решения и для улучшить результаты бизнеса.
Заработок маркетингового аналитика в России в 2023 году может значительно варьироваться в зависимости от опыта, региона, того, насколько большая компания, сколько готов платить работодатель.
По данным сайта Zarplan, средняя зарплата маркетингового аналитика в сентябре 2023 года в России –100 104 руб. Хорошие специалисты, которые реализуют и проводят анализ рекламных кампаний, могут настраивать сквозную аналитику, дают обратную связь и составляют крупным компаниям набор прогнозов на основе анализа, могут зарабатывать намного больше.
В профессии возможен карьерный рост. Рассмотрим несколько вакансий с сайта HeadHunter в Москве. Зарплата начинается с 50 000-60 000 рублей, а аналитик уровня senior могут зарабатывать 200 тысяч рублей. Можно сделать вывод, что компании готовы нанимать специалиста, который анализирует рынок, способен делает выводы после анализа баз данных и приносит результат заказчикам. Он должен знать, как работают sql-запросы, использовать сервисы roistat, другие метрики оценки результатов, прибегать к сквозной аналитике, осуществлять сбор и обработка данных.
Также осваивать навыки и знания в новой профессии вы можете на бесплатных курсах от федерального проекта «Содействие занятости». Аналитику можно изучить на программе:
«Аналитик данных». Вы научитесь собирать, обрабатывать несколько баз данных, поймете, как работает визуализация данных, как проводить анализ данных, работать с python. Также вы приобретете навыки проверки гипотез и формирования комплексных заключений по результатам проверки. Студенты также научатся работать с необходимыми рекламными инструментами.
Обучение проходит в онлайн-формате на образовательной платформе Odin. Все учебные материалы, лекции и презентации доступны в любое время. Обучаться и осваивать профессию и навыки работы с SQL, Python и другими инструментами обработки данных, можно по гибкому графику: вечером или на выходных. Вы соберете портфолио аналитика данных.
После окончания программы вы получите документ установленного образца и возможность пройти оплачиваемую стажировку в компаниях-партнерах проекта. Сейчас «Содействие занятости» сотрудничает с крупными компаниями: Литрес, МТС, Яндекс, Кинопоиск, ВТБ, банк «Открытие», Теле2 и другими.
Чтобы вам было легче и комфортнее найти работу после обучения, чувствовать поддержку и получать помощь и ответы на вопросы, обращайтесь в Центр карьеры. Специалисты помогут разобраться в вакансиях выбранной сферы, подскажут, где лучше искать работу по вашей специальности. В Центре вам расскажут, на какую зарплату можете претендовать и составят подробный план поиска работы. Вы научитесь создавать продающее резюме, оформлять портфолио, писать сопроводительные письма.
После прохождения обучения получите доступ в канал с 6000+ вакансиями от проверенных работодателей России.
Оставить заявку на бесплатное обучение, чтобы осваивать новые навыки