Менеджер по продажам — это специалист, ответственный за увеличение объема продаж товаров или услуг компании. Он строит план реализации продукции, ведет переговоры с клиентами. В статье разбираемся, какими навыками должен обладать продажник, где он востребован и сколько зарабатывает.
Помогаем освоить востребованную профессию с нуля
Принять участиеМенеджер по продажам отвечает за поиск потенциальных клиентов, продвижение и продажу товаров или услуг компании. Он устанавливает контакт с потенциальными клиентами, предлагает им товары или услуги компании, проводит переговоры и заключает сделки. Менеджер также отвечает за поддержание долгосрочных отношений с клиентами, обеспечивает им высокий уровень обслуживания после продажи, собирает обратную связь и предоставляет ее компании для улучшения товаров или услуг.
Основные задачи менеджера по продажам могут включать:
Менеджеры по продажам востребованы во многих отраслях, таких как розничная торговля, производство, IT, финансы, медиа и другие.
Например, предприятие А продает матрасы, подушки, одеяла и другие вещи для комфортного сна. Чтобы продать весь товары нужен менеджер по продажам, который найдет клиентов, соберет из них базу для будущих рекламных кампаний и предложений, сегментирует всех клиентов, разработает стратегию продаж.
Возможности трудоустройства для менеджеров по продажам могут быть широкими, их требуют как крупные компании, так и малые и средние предприятия.
Заработок менеджера по продажам может существенно различаться в зависимости от места работы, размера и отрасли компании, а также от уровня опыта и профессиональных навыков самого менеджера.
По данным сайта Zarplan, менеджеры по продажам получают 121 950 в месяц, но может быть и выше. А согласно сайту SuperJob, продажник может получать 110 000 в месяц в среднем.
В крупных компаниях или при успешных продажах возможны также премии и бонусы, значительно повышающие уровень заработка.
Успех продавца зависит не только от его знаний, а прежде всего от его эмоционального интеллекта. Поэтому важно научиться общаться: быть хорошим оратором, понимать ответы и анализировать информацию. Это так называемые «мягкие навыки», которые необходимы в любом бизнесе и в любой сфере продаж.
Существует три личных качества: умение общаться, устойчивость к стрессу и способность к обучению. Без них продажнику будет сложно.
Какими еще навыками и качествами обладает хороший менеджер по продажам?
— Презентация продукта: менеджер по продажам должен уметь презентовать товары или услуги компании, а также убедительно демонстрировать их преимущества и ценность для клиентов. Например, клиент ищет жесткий матрас. Продажник знает, какие матрасы этой категории есть в наличии, из каких материалов они созданы, сможет понять, что лучше подойдет клиенту.
— Управление временем: нужно быть организованным и уметь эффективно планировать и управлять своим временем для достижения поставленных целей.
— Умение устанавливать и поддерживать отношения с клиентами: менеджер должен быть толерантным, дружелюбным и уметь находить общий язык с разными клиентами. Для этого нужно изучить каждого человека и найти к нему подход. Некоторые клиенты точно знают, чего хотят, когда приходят в магазин, некоторые пришли просто посмотреть, прицениться. Менеджер может подметить это и использовать, чтобы, с одной стороны не докучать клиенту, а с другой оказаться рядом тогда, когда клиенту действительно понадобится помощь.
— Аналитические способности: важно анализировать данные и тренды, чтобы принимать обоснованные решения и разрабатывать стратегии по увеличению продаж. Например, в последнее время люди чаще покупают продукты и товары, при производстве которых не нанесли или мало нанесли вред природе и окружающей среде. Люди чаще покупают одежду из переработанных материалов. И компании используют этот тренд на экологичность. Во многих магазинах можно заметить бирки на одежде с надписью 30%, 70% Recycling material. Это значит, что используется переработанная ткань.
— Работа в команде: хороший менеджер по продажам должен уметь работать с другими членами команды, руководителями и другими отделами компании для достижения общих целей. Специалист может подсказать команде, как вести себя с клиентами, на что обратить большее внимание при разработке рекламы, например. Менеджер по продажам лично общается с клиентами, поэтому может лучше понять их потребности и подсказать, что можно подсветить в рекламных публикациях, какие триггеры использовать.
Менеджер может развиваться горизонтально. Это значит, что он переходит из одной сферы бизнеса в другую или расширяет свои навыки и обязанности на текущем уровне. Специалист становится экспертом постепенно: он переходит из одной области в другую, например, из строительного бизнеса в мебельный, улучшает навыки, сужается в теме.
Возможно и вертикальное развитие — это продвижение по карьерной лестнице внутри одной компании. Менеджер по продажам постепенно может стать руководителем отдела продаж, а затем и руководителем направления. Следующий этап развития — директор по развитию или директор продаж. Вершина карьеры — должность ключевого аккаунт-менеджера, который отвечает за самые важные переговоры и задачи в компании.
С повышением ступени растут и заработная плата, и уровень ответственности.
Чтобы продвигаться в карьере, необходимо развивать навыки коммуникации для продуктивной работы с клиентами. Важно быть вовлеченным в продукт, чтобы передать клиентам все его преимущества, не бояться брать на себя ответственность за результаты и действовать, чтобы достигать продажных планов.
Найти для себя интересную и новую профессию вы сможете с курсами от проекта «Содействие занятости». Это государственный проект, цель которого помочь гражданам сменить профессию, повысить квалификацию, стать востребованным специалистом на рынке труда или открыть свое дело.
Присмотритесь к курсам из направления маркетинг и маркетплейсы. Вас привлекает работа с маркетплейсами, интересна ее внутрянка и вы хотите запустить свой бизнес или интересуетесь маркетингом и рекламой, тогда обратите внимание на следующие программы:
Как только вы закончите обучение и защитите финальный проект, вы получите документ установленного образца.
А чтобы помочь вам найти работу, поддержать и ответить на все вопросы, работает Центр карьеры. Вы научитесь создавать продающее резюме, оформлять портфолио, писать сопроводительные письма. Для выпускников специалисты Центра проводят личный консультации и разбирают вопросы, составить карьерный трек.