Медиаблог /

Современные профессии

4 июня 2023

Профессия маркетинговый аналитик

Аналитика в маркетинге — база, на которую необходимо ориентироваться при создании рекламной стратегии и контента для соцсетей. Она поможет собрать целевую аудиторию и не потратить бюджет впустую. Именно ее изучают маркетинговые аналитики. Кто это, чем занимается, сколько зарабатывает и как им стать — рассказываем в статье.

Помогаем освоить востребованную профессию с нуля

Принять участие

Кто такой маркетинговый аналитик

Маркетинговый аналитик — это специалист, который занимается исследованием и анализом данных о рынке, конкурентов, потребителях и продукте/услуге компании. 

Он использует различные методы и инструменты анализа данных, чтобы выявить тренды, понять предпочтения и поведение потребителей, оценить эффективность маркетинговых кампаний, а также предложить стратегии и тактики для увеличения продаж и улучшения позиционирования продукта на рынке. 

Маркетинговый аналитик работает с большими объемами данных и использует различные инструменты, например, Excel, Google Analytics, CRM-системы.

Чем он отличается от маркетолога-аналитика

Маркетинговый аналитик и маркетолог-аналитик — это два термина, которые описывают одну и ту же специализацию, но могут использоваться в разных контекстах и организациях.

Маркетинговый аналитик — узкоспециализированный специалист, который фокусируется на анализе данных и разработке стратегий, основанных на этих данных. Он исследует рынок, анализирует конкурентов, изучает поведение потребителей и оценивает результаты маркетинговых кампаний. Это нужно, чтобы оценить, правильно ли выбрали целевую аудиторию, понравилась ли им подача контента и сработала ли реклама — пришли ли потенциальные клиенты, совершили ли они покупку. Аналитик также работает с программами и инструментами для сбора, обработки и анализа данных.

Например, бренд одежды через свою группу ВКонтакте запустил таргетированную рекламу новой коллекции одежды и анонсировал скидку 30% на первый заказ от 3500 рублей. Маркетинговый аналитик провел кампанию и оценил ее результаты через статистику ВКонтакте и Яндекс.Метрику: сколько человек перешли по ссылке, сколько обратились к менеджеру и собрали корзину, кто оформил и оплатил заказы.

Маркетолог-аналитик разрабатывает стратегии продвижения, создает контент для соцсетей. Аналитику он использует для создания нужного и привлекательного для конкретной аудитории контента и мониторинга эффективности рекламных кампаний. 

Например, специалист прописывает контент-план, пишет посты, разрабатывает рекламные интеграции, продумывает видео-контент и подкасты, ведет странички бренда, например, на Яндекс Дзене или в Телеграме. 

Если объяснять на пальцах: маркетинговый аналитик разработал стратегию, а маркетолог-аналитик ее провел. Эти задачи может совмещать один человек, если штат компании или стартапа небольшой. Если же компания средняя или крупная и может позволить себе много сотрудников, то могут нанять двух специалистов.

Map lying on wooden table
Источник freepik.com

Чем занимается маркетинговый аналитик

Маркетинговый аналитик применяет различные методы и инструменты для сбора, обработки и анализа данных, чтобы выявить важные тренды, предпочтения и поведение потребителей. Разберем основные из иих.

— Исследование рынка. Это нужно, чтобы определить его потенциал, объем, сегментацию и маркетинговые возможности. 

Например, салон красоты, который предоставляет услуги массажа и релакса, вводит новую услугу — тайский массаж с аромамаслами прямиком из Тайланда. Чтобы показать конкурентное преимущество аналитик изучает предложения на рынке и у конкурентов, а также смотрит на отзывы и отклик клиентов салонов красоты. На основе полученных данных специалист видит, что при продвижении услуги нужно ориентироваться на целевую аудиторию женщины 25+, которые увлекаются экзотическим массажем и уже покупали в салоне аромамасла.

— Анализ конкурентов. Маркетинговый аналитик изучает конкурентов и их маркетинговые стратегии и выявляет практики и идеи, которые можно применить для улучшения бизнеса заказчика. 

Например, специалист понял, что один из конкурентов успешно использует социальные медиа для привлечения клиентов и предлагает использовать похожую стратегию. Он адаптирует эту идею под салон заказчика — добавляет больше азиатских мотивов, делает акцент на массажах и расслабляющих процедурах

— Исследование поведения потребителей. Маркетинговый аналитик анализирует данные о поведении потребителей, чтобы понять их предпочтения, потребности и мотивацию. Например, можно исследовать данные Google Analytics о посещениях сайта, время нахождения на странице, взаимодействие с контентом и совершение покупок, чтобы определить наиболее эффективные маркетинговые каналы и триггеры для привлечения и удержания клиентов.

Например, специалист анализирует данные о поведении потребителей на сайте компании и обнаруживает, что страница с массажем ступней имеет высокий процент отказов. Он рекомендует оптимизировать содержимое и расположение этой страницы для увеличения вовлеченности и уменьшения отказов.

А у другой страницы с процедурой обертывания наоборот много посещений и на ней много запросов к менеджерам и записей на услугу. Эту страницу можно пока не оптимизировать и следить за активностью пользователей дальше.

— Оценка эффективности маркетинговых кампаний. Аналитик изучает данные о кампаниях, чтобы оценить их эффективность и выяснить, достигнуты ли поставленные цели. Сюда входит анализ показателей CTR (Click-Through Rate), CR (Conversion Rate), ROI (Return on Investment) и взаимодействие с социальными медиа, чтобы определить, какие кампании являются наиболее успешными и какие нуждаются в оптимизации.

CTR — определяет сколько человек из просмотревших кликнуло на ссылку в объявлении.

CR — определяет, сколько посетителей сайт совершили целевое действие: нажали кнопку «заказать», прошли опрос, записались на бесплатную консультацию. 

ROI — иллюстрирует уровень доходности или убыточности бизнеса, с учетом всех вложений.

Например, маркетинговый аналитик оценивает результаты последней рекламной кампании и обнаруживает, что CTR и CR ниже, чем ожидалось. Он рекомендует провести A/B-тестирование заголовков рекламных объявлений и изменить таргетинговые параметры, чтобы повысить эффективность кампании.

— Прогнозирование и моделирование. Специалист использует данные и статистические модели для прогнозирования будущих тенденций и отражения возможных сценариев. Например, они могут разрабатывать модели прогнозирования спроса на продукцию, оценивать влияние изменения цен на продажи или предсказывать потенциальные риски и возможности для бизнеса.

Например, аналитик использует статистическую модель для прогнозирования спроса на новый продукт на основе трендов рынка. Они предсказывают, что спрос будет расти в следующих месяцах, поэтому стоит увеличить производство и запустить маркетинговую кампанию для удовлетворения этого спроса.

специалист по аналитике
Business people looking at project reports on files to plan successful presentation with financial charts and results. Man and women working together to help with company growth. Close up
Источник freepik.com

Что должен уметь специалист по аналитике

Специалист по аналитике должен обладать рядом важных навыков и знаний, чтобы успешно выполнять свои обязанности.

Аналитическое мышление

Предстоит анализировать данные, улавливать важные тренды и сделать выводы на основе этих данных. Придется быть внимательным к деталям и видеть картину целиком.

Анализ статистики

Нужно работать с числовыми данными и понимать основы статистики. А также вы будете выполнять необходимые расчеты и использовать статистические методы, чтобы получить  достоверные и наиболее точные результатов.

Технические навыки

Маркетинговый аналитик работает с различными инструментами и программами для сбора, анализа и визуализации данных. Например, предстоит работать с Excel или другими таблицами данных, языком запросов SQL, а также с программами аналитики, такими как Google Analytics или Tableau.

Коммуникация

Аналитик должен уметь эффективно коммуницировать, грамотно преподносить свои идеи и результаты анализа. Вам предстоит объяснять сложные концепции простым языком и подготавливать понятные отчеты и презентации для коллег и руководства.

Знание маркетинга и целей бизнеса, на который вы работаете

Чтобы работать с компаниями и бизнесом, нужно понимать основные принципы и концепции маркетинга и бизнеса, знать, как аналитика помогает принять стратегические решения и для улучшить результаты бизнеса.

Сколько зарабатывает маркетинговый аналитик

Заработок маркетингового аналитика в России в 2023 году может значительно варьироваться в зависимости от опыта, региона, размера компании и других факторов.

По данным сайта Zarplan, средняя зарплата маркетингового аналитика в сентябре 2023 года в России –100 104 руб. 

Рассмотрим несколько вакансии с сайта HeadHunter в Москве. Зарплата начинается с 50 000-60 000 рублей, а аналитик уровня senior могут зарабатывать 200 000 рублей.

Заработок маркетингового аналитика
Заработок маркетингового аналитика в России
Заработок маркетингового аналитика в России 2

Как войти в профессию

Также получить навыки и знания в новой профессии вы можете на бесплатных курсах от федерального проекта «Содействие занятости». Аналитику можно изучить на программе:

«Аналитик данных». Вы научитесь собирать, обрабатывать, анализировать и визуализировать данные, а также приобретете навыки проверки гипотез и формирования комплексных заключений по результатам проверки.

Обучение проходит в онлайн-формате на образовательной платформе Odin. Все учебные материалы, лекции и презентации доступны в любое время. Обучаться можно по гибкому графику: вечером или на выходных.

После окончания программы вы получите документ установленного образца и возможность пройти оплачиваемую стажировку в компаниях-партнерах проекта. Сейчас «Содействие занятости» сотрудничает с крупными компаниями: Литрес, МТС, Яндекс, Кинопоиск, ВТБ, банк «Открытие», Теле2 и другими. 

Чтобы вам было легче и комфортнее найти работу после обучения, чувствовать поддержку и получать помощь и ответы на вопросы, обращайтесь в Центр карьеры. Специалисты помогут разобраться в вакансиях выбранной сферы, подскажут, где лучше искать работу по вашей специальности. В Центре вам расскажут, на какую зарплату можете претендовать и составят подробный план поиска работы. Вы научитесь создавать продающее резюме, оформлять портфолио, писать сопроводительные письма.

После прохождения обучения получите доступ в канал с 6000+ вакансиями от проверенных работодателей России.