Стратегическая сессия: встретились, обсудили, работаем дальше!
В конце января в Томском государственном университете прошла стратегическая сессия «Векторы непрерывного образования для развития рынка труда Российской Федерации». Участники мероприятия — более 160 человек почти из 50 субъектов РФ — обсудили результаты трех лет реализации федерального проекта «Содействие занятости» и планы по совершенствованию проекта в 2024 году.
Михаил Шепель, директор ИДО и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости ТГУ, рассказывает о впечатлениях от встречи с коллегами и делится итогами стратсессии:
Стратегическая сессия «Векторы непрерывного образования для развития рынка труда Российской Федерации» в Томске стала первым опытом организации мероприятия, на котором удалось собрать всех наиболее активных участников и стейкхолдеров федерального проекта «Содействие занятости». И это были не только представители образовательных учреждений, региональных и федеральных органов исполнительной власти, но и представители предприятий, осознавших, что именно они — первостепенные бенефициары этого проекта. Они стали искать себе место в нём и пытаться масштабно заходить со своими потребностями.
У нас получилась честная, открытая дискуссия по поводу того, что можно улучшить в проекте, какие механизмы поменять и перенастроить для того, чтобы всем было комфортно работать. Например, как сделать бюрократическую составляющую более понятной и простой для граждан.
По ходу обсуждения на поверхность вышла фундаментальная проблема, связанная с тем, что, с одной стороны, необходимо обеспечивать слушателей качественным обучением, потому что человек по его окончании должен оперативно выходить на рабочее место. То есть у него нет времени на раскачку, нужно «здесь и сейчас» получить знания и навыки для решения конкретных рабочих задач. А с другой стороны, обучение должно быть массовым, потому что потребность в кадрах очень большая. Поэтому вопросы качества реализации программ в онлайн- и смешанном форматах неминуемо возникают, и поиску ответов на них была посвящена работа одной из групп.
В общем, я уверен, получилась продуктивная дискуссия. Сегодня мы очень близки к тому, чтобы выйти на конкретные рекомендации и даже, возможно, на стандарт реализации образовательных программ в онлайн-формате для всех участников данного проекта, всех федеральных операторов, а в перспективе, возможно, и для других инициатив в сфере ДПО и непрерывного образования в целом. Надеюсь, что мы эту работу по созданию рекомендаций (стандарта) завершим уже к следующей стратегической сессии, которая, по плану, пройдет в июне в РАНХиГС.
Особое внимание качеству программ уделяется и на федеральном уровне. Оценивать качество программ с этого года будет Рособрнадзор, а работодатели будут принимать обязательное участие в итоговой аттестации слушателей программ. Складывается слаженная команда и на горизонтальном уровне (образовательное учреждение — предприятия — Центры занятости), и на вертикальном (РОИВы и ФОИВы). Последние не просто выполняют контролируют нас и согласуют действия федеральных операторов, но пытаются помочь нам сложить историю качественного и вместе с тем массового обучения под потребности рынка труда.
Все участники стратсессии признали, что у федерального проекта «Содействие занятости» есть значимые результаты, связанные не только с выполнением формальных KPI. Речь идёт о формирование «бесшовной» цифровой среды, о которой мы уже говорили: это и платформа «Работа России», и LMS и CRM системы. Сегодня можно детально отслеживать цифровой след обучающегося от подачи заявки до выдачи подтверждающего документа об образовании, сопровождая его на каждом этапе. Работодатель, подключаясь к процессу, видит потенциальных сотрудников. Это — уникальная ситуация и большое достижение проекта.
Теперь нужно делать следующие шаги для модернизации этой системы, они уже намечены: это сближение функционала платформы «РосНавык» и портала «Работа России» в части выстраивания индивидуальной траектории слушателей, исходя из уже имеющихся у него компетенций. Возможно, в перспективе подающий заявку на обучение человек сможет указывать, кем бы он хотел стать, и система ему будет генерировать трек с навыками, которые ему нужно сформировать или прокачать для того, чтобы устроиться на желаемое место работы. Система будет представлять варианты обучения за счет государственных средств (в проектах, подобных «Содействию занятости») и за собственный счёт. Мы уже договорились о создании рабочей группы по развитию этого портала и системы совершенствования рынка труда, способной, без преувеличения, обеспечить конкурентным преимуществом страну в целом.
Ещё одна задача, которую поставил перед нами Президент РФ Владимир Путин и возможные решения которой мы обсуждали на полях стратсессии, касается прогнозирования развития рынка труда. Это — чрезвычайно сложное поручение, поскольку процесс связан, с одной стороны, с изучением запроса работодателей, а с другой, построением математических моделей, вокруг которых, собственно, строятся прогнозные модели. При этом учитывается распределение контрольных цифр приема, инвестиционные проекты в субъектах, и так далее. Пока в каждом субъекте есть свои к этому подходы и нет единой методологии для всех. «Первый подход к снаряду» мы сделали на сессии, обменявшись лучшими практиками. Удалось договориться о том, что вузовское сообщество станет полноценным участником команды, решающей эту задачу. Конкретно, это могут быть вузы, имеющие суперкомпьтерные центры, а также университеты, входящие в Университетский консорциум исследователей больших данных. В этом смысле ТГУ и вузовская сеть смогут «подставить плечо» при создании математических моделей для построения перспективных прогнозов. Для этого нужны большие мощности, и они у нас есть. Это — ещё одна точка сближения системы труда и системы образования прямо на уровне инфраструктуры.
Я хочу поблагодарить весь коллектив Институт дистанционного образования и всего университета, всех, кто включился, организовал и содержательно участвовал в стратегической сессии. Такое мероприятие — это победа и заслуга очень большого количества людей. Об этом свидетельствует активное общение и инициатива представителей предприятий, которые не просто участвовали в запланированных мероприятиях, но просили организовать встречи с ректором, проректорами и деканами.
Отмечу, всех наших гостей очень впечатлил университет. Прежде всего, инфраструктурой, высоким уровнем компетенций всех выступающих представителей ТГУ, подходами к вопросам качества образования и неформальной организацией мероприятия. Сам формат сессии был очень университетский, такой «человекоцентричный» — и про академичность, и про человеческое общение, когда любой может высказаться и быть услышанным. Мы смогли показать, что у такой организации, как Томский госуниверситет, просто в геноме есть эта способность в любые, даже самые сложные, времена вместе с государственными органами власти и партнёрами находить решение сложнейших проблем. Университет — это наполненное смыслами пространство с устоявшимися традициями, с высокой академической культурой и академическими свободами, в котором и рождаются прорывные идеи.