«Содействие занятости» как ценный ресурс
Томский государственный университет уже третий год работает в качестве федерального оператора проекта «Содействие занятости» в рамках национального проекта «Демография». Опыт проектирования и реализации образовательных программ стал ценным ресурсом, который можно использовать и в системе ДПО вне федерального проекта.
Михаил Шепель, директор Института дистанционного образования ТГУ и Межрегионального центра дополнительного профессионального образования и содействия занятости, рассказал о некоторых ключевых «побочных» эффектах реализации федерального проекта «Содействие занятости».
О факторах, мотивирующих слушателей обратиться за обучением:
«Наблюдаю, что набирает обороты именно стремление взрослых людей учиться. Они активно идут в ДПО не только с целью дальнейшего трудоустройства. Поскольку сегодня работодатель заинтересован в развитых «мягких» навыках сотрудников, то многие наши слушатели выбирают все, что связано, например, с эмоциональным выгоранием, с умением работать в условиях жестких дедлайнов, в условиях неопределённости и так далее.
Есть запрос на саморазвитие и самоопределение. Например, такая важная категория слушателей наших образовательных программ, как мамы с маленькими детьми, оказалась самой требовательной с точки зрения образовательного процесса, самой критически настроенной к преподавателям и качеству контента. Почему? Потому что для них обучение — это возможность личностного роста, самоопределения, возможность попробовать «твоё — не твоё»".
О платформе «РосНавык»:
«ДПО в университете чаще ориентировано на работодателей, у которых есть задача прорыва в определённой сфере. Для них особенно важны конкретные навыки сотрудника. У ТГУ как у федерального оператора проекта „Содействие занятости“ есть возможность оперативно сделать программу под любое предприятие, привлекая специалистов и их компетенции из разных субъектов Российской Федерации. В течение 2-3 недель собирается сетевая программа под запрос работодателя. Вместе с командой научно-исследовательской лаборатории прикладного анализа больших данных ТГУ мы создали платформу „РосНавык“. Сервис анализирует вакансии на различных агрегаторах, выделяет навыки, которые за ними стоят, и которые описывает работодатель; затем группирует их по определённым направлениям, определяя долю каждого навыка в вакансии, её стоимость и прочие важные факторы. Таким образом, мы можем посмотреть спрос на конкретный навык в субъектах Российской Федерации, или развернуть картину в разрезе отдельно взятого предприятия. Все программы, которые реализуются с нашими промышленными или образовательными партнёрами, мы проверяем через эту платформу. Планируем ее развивать, чтобы любой человек мог отметить навыки, которые у него уже есть, а дальше система предложит ему достроить свою карьерную траекторию в зависимости от того, в каком регионе он хочет работать, какую зарплату получать и так далее».
Об опыте работы с категорией слушателей «серебряного возраста»:
«Реализация проекта „Содействие занятости“ обогатила наш опыт обучения людей „третьего возраста“. Это поможет более эффективно обучать тех, кто приходит на онлайн-программы ДПО за рамками проекта. Часто это люди предпенсионного и пенсионного возраста, имеющие достаточный уровень цифровых навыков. Но есть и те, кому необходимы базовые цифровые компетенции. Их сложно „поставить“ онлайн. В ТГУ мы давно работаем с региональным отделением Союза пенсионеров, обучаем по разным направлениям, в том числе цифровой грамотности. И вот конкретно для этой категорией граждан лучше делать обучение оффлайн. Мы замечаем, что простое человеческое общение, разговоры за кружкой чая, влияют на освоение материала, на успеваемость. Люди к нам с удовольствием приходят, общаются между собой. И уже во вторую очередь предлагаем им цифровой контент, который у нас в программах обязательно присутствует».
О поддержке курса на самозанятость:
«В проекте „Содействие занятости“ сформирован широкий пул предпринимательских программ. Их ключевой показатель эффективности — оформление выпускниками программы статуса самозанятости или юридического лица после завершения обучения. Но мы в результате анализа большого числа программ обнаружили интересный эффект. Сделали выборку, сколько человек зарегистрировались предпринимателями из числа выпускников предпринимательских программ, и сколько со всех прочих. Картина получилась плюс-минус одинаковая. Считаю, дело здесь в том, что процесс обучения включает проактивность. Происходит внутренняя активация, когда человек начинает брать ответственность за свою жизнь. Отсюда готовность многих выпускников дополнительных образовательных программ встать на предпринимательский путь».